Депутат Москвоской городской Думы
Александр Григорьевич Семенников
Контакты
Работа с избирателями – не просто важная часть депутатской работы, а ее основа

28.03.2013

Работа с избирателями – не просто важная часть депутатской работы, а ее основа

Многие считают, что депутаты занимаются только законотворческой работой: пишут законопроекты, обсуждают их на заседаниях парламента и принимают законы. Но немаловажной частью деятельности депутатов является работа с избирателями, которые обращаются к ним с самыми разными вопросами, просьбами и наказами: кто-то просит помочь устроить ребенка в детский сад, другой – разобраться с тарифами ЖКХ, третий требует прекратить точечную застройку. Со всеми обращениями надо разобраться и каждому постараться помочь. 
О том, как работают депутаты с избирателями, рассказал председатель комиссии Московской городской Думы по законодательству Александр Семенников.        

- Александр Григорьевич, расскажите, пожалуйста, какие существуют формы работы с избирателями?
- Работа с избирателями – не просто важная часть депутатской работы, а ее основа, исходный пункт всех наших инициатив и новаций. Сам институт депутатства несет в себе идею представления и защиты законных прав и интересов избирателей. ? законотворческая работа не может иметь никаких иных задач, кроме как создания необходимой правовой основы для полноценной жизни гражданского общества. Заниматься этим, не зная чаяний и настроения наших избирателей, просто невозможно, поэтому я стараюсь уделять общению с моими избирателями максимум времени, использовать все возможности для этого. В первую очередь надо назвать такую форму, как личный прием граждан. Для этого использую свою приемную в Юго-Западном округе на Новочеремушкинской улице, приемную в Московской городской Думе. Как член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» регулярно встречаюсь с москвичами в общественной приемной Председателя Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Дмитрия Медведева. В связи с созданием новых административных округов – Новомосковского и Троицкого, мне дополнительно поручена работа с населением одного из них – Новомосковского. Сейчас я самым активным образом «осваиваю» эту новую для меня территорию, много езжу, встречаюсь с жителями многочисленных поселений, совсем недавно бывших подмосковными, изучаю их специфику, вникаю в их проблемы. Чтобы «новым» москвичам далеко не ездить, веду прием в помещении администрации поселения Московский. Прием проводится по предварительной записи по телефону: 8-499-744-66-02. 
За последние два года я открыл для себя такую очень интересную форму работы, как прием граждан «на открытом воздухе». Как правило, он организуется во время праздничных гуляний, например первомайских, в местах массового отдыха. У нас на Юго-западе это, чаще всего, Воронцовский парк или Тропаревский лесопарк. Обстановка на таких встречах более свободная, неофициальная, каждый желающий может свободно подойти и поговорить о наболевшем. Тем не менее, отношение к таким беседам – без всяких скидок на «неформальность», все строго документируется, берется на контроль, вопросы отрабатываются так же, как и все другие. Кроме встреч без заранее объявленной повестки, провожу и «тематические» встречи на свежем воздухе. Недавно встречался, например, с инициативной группой, представляющей интересы жителей домов №№ 10 и 14 по улице Бутлерова (район Коньково). Они выступают против строительства механизированной стоянки рядом с их домами, утверждая, что она затруднит проход и проезд, и, кроме того, будут уничтожены зеленые насаждения. Спорить с этим не приходится, но как быть с другими жителями – автовладельцами, которые уже сейчас с трудом находят место для стоянки своих железных коней? Они-то - «за». Ситуация достаточно острая, поэтому выслушать надо всех, и сделать это удобнее всего прямо на спорной территории.
Не могу не назвать и свою работу в проекте «Народный контроль». Вот уж где общение с жителями идет самым интенсивным образом прямо в процессе общего дела – рейда, проверки или иного подобного мероприятия. Скажем, недавно вместе с активистами молодежного проекта «Стопнаркотик» участвовал в акции по уничтожению рекламы на асфальте так называемых спайсов. Услышал от молодежи очень много интересного для себя и важного для своей законотворческой работы.
Надо упомянуть и такую форму работы, как проведение публичных слушаний по различным градостроительным проектам. Не скрою, участие в них требует хорошей подготовки, полной собранности – ведь почти всегда дискуссии идут очень эмоционально, оппоненты часто не склонны искать компромиссы и настаивают на своей точке зрения «во что бы то ни стало». Это явление известно, оно даже получило название синдрома NIMBY – «Not in My Backyard» («только не на моем заднем дворе»). Так называют локальные общественные выступления, направленные на блокирование дорожного или иного строительства, исходя из местнических соображений. Что ж, это тоже необходимо – встречаться с самыми непримиримыми и последовательными оппонентами, убеждать их в необходимости того или иного решения.
Регулярно провожу телефонные «горячие линии» с моими избирателями. Так, в рамках проекта «Народный контроль» работает «горячая линия по проблемам ЖКХ», и вопросы, которые поступают на нее, я изучаю постоянно.  
?, наконец, традиционные формы – работа с письменными обращениями, поступающими по традиционной или электронной почте, непосредственно на мой сайт  www.semennikov.ru или на личный блог.

- Вы упомянули о недавно проведенной телефонной «горячей линии» для жителей Юго-Западного округа. С какими проблемами они к Вам обратились? ? насколько эффективна такая форма работы с избирателями?      
- Регулярно проводя «горячие линии», я исхожу из того, что вступить в диалог со своим депутатом, не выходя из дому, оперативно получить ответы на свои вопросы - это удобно и просто, в первую очередь тем москвичам, кому трудно самостоятельно передвигаться. Поэтому эффективность этой формы работы я вижу в том, что разговор с депутатом оказывается доступным для тех, кто иным способом не смог бы это сделать. А таких маломобильных или слабовидящих москвичей, к сожалению, у нас в городе немало. 
Очередная «горячая линия» прошла 1 марта, и за полтора часа я успел ответить на 12 звонков. Традиционно жителей Юго-Западного округа, в первую очередь, интересовали вопросы жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, качества жизни и социальной политики городских властей. Разговор, как обычно, был динамичным, разноплановым, временами эмоциональным. Понятно, что обо всем не расскажешь. Одних волновали общественные вопросы, других – личные. Скажем, Владимир Николаевич, житель Котловки, интересовался, как ему бесплатно заменить газовую плиту, а житель Черемушек сетовал на шумных соседей и спрашивал, как найти на них управу. Много вопросов вызывает и предстоящая реконструкция Ленинского проспекта и Профсоюзной улицы.

- А что больше волнует жителей новых московских территорий? Вы сказали, что много ездите по Новомосковскому округу, встречаетесь с жителями. Есть ли специфика в их вопросах и проблемах?
- Буквально на днях встречался с жителями города Московский – так называется бывший поселок Московский, ставший теперь частью Москвы. ?нтерес к встрече был большой, в местный Дом культуры пришли более 200 человек. Московский – это, по сути, типичный столичный спальный район, в последние годы он интенсивно застраивался многоэтажными домами, а дороги, детские сады, поликлиники не строились. Выехать из него можно только по одной узкой, вечно забитой машинами дороге. Нет и необходимого числа объектов соцкультбыта. Но если в «старой» Москве при отсутствии в районе того или иного объекта все-таки можно доехать до соседнего, то в «новой» Москве расстояния совсем другие, и как возить ребенка в детский сад или в школу? Есть на «новых» территориях и специфические проблемы. Например, тарифы на воду, тепло и другие услуги ЖКХ в отдельных поселениях Троицкого и Новомосковского округов отличаются от общемосковских. ? хотя эти отличия – и в большую сторону, и в меньшую, но тех, кто попал в зону действия более высоких тарифов эта ситуация никак не радует. Понятно, что различия обусловлены объективными факторами: состоянием и протяженностью сетей, различиями в технической оснащенности компаний и т.д. Кстати, и внутри МКАДа плата за некоторые виды ЖКХ разная – в зависимости от характеристик конкретного дома (лифт, мусоропровод) и его расположения: ближе к центру или дальше. Но в целом надо стремиться к тому, чтобы на территории города тарифы были бы если не едиными, то максимально унифицированными. Этой проблемой я сейчас занимаюсь.

- Что дает работа с избирателями самому депутату? 
- Как правило, с простыми вопросами к депутату не обращаются: растёт правовая культура граждан, и многие решают свои опросы самостоятельно, да и городские власти работают всё более четко, оперативно и доброжелательно к людям. Очень полезны, я это замечаю по встречам с людьми, оказываются городские интернет-порталы, благодаря которым все больше вопросов можно решать, «не выходя из дома». 
Поэтому работа с избирателями заставляет все время быть «в форме», глубоко вникать в суть проблемы, при необходимости обращаться к городским и федеральным органам власти, что влечет за собой большую, подчас многомесячную работу. Но решение сложных проблем приносит и большое удовлетворение. Скажем, летом ко мне обратилась семья бывшего военнослужащего, чей дом в поселке Мосрентген, принадлежащий Министерству обороны, сгорел в результате удара молнии. Казалось бы, ситуация ясная, погорельцам без разговоров надо предоставить новое жилье. Но нет, при бывшем руководстве чиновники Минобороны под надуманными предлогами от каких-либо действий всеми силами отбивались, а люди жили все это время в гараже. ? только с назначением министром обороны Сергея Шойгу мои неоднократные обращения наконец дали результат - семья получила долгожданное жилье. 

- Могут ли какие-то предложения избирателей лечь в основу законодательных инициатив?
- Безусловно! Очень многие предложения граждан являются глубоко продуманными, хорошо аргументированными, необходимость принятия которых является очевидной. Скажу об этом как редактор Кодекса города Москвы об административных правонарушениях: административное законодательство – одно из самых изменчивых, его нормы постоянно видоизменятся, какие-то отменяются, какие-то – вводятся на их место. Причина – в высоком динамизме нашей жизни, и нормы городского общежития, а именно так часто называют московский КОАП, надо постоянно приводить в соответствие с ней. ? в этой работе мы опираемся, прежде всего, на предложения избирателей. Например, нормы об использовании пиротехники в общественных местах, об ответственности за нанесение ущерба зеленым насаждениям или за несанкционированную «рекламу на асфальте» были скорректированы именно по многочисленным предложениям граждан.  
Из самых последних примеров могу назвать инициативы участников проекта «Народный контроль» по внесению изменений в федеральные законы, регулирующие оборот алкогольной продукции. Буквально на днях такие предложения были обобщены, и мной в адрес Государственной Думы направлено предложение о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 1995 года №171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

     Беседу провела Людмила Столетнева

Назад