Депутат Москвоской городской Думы
Александр Григорьевич Семенников
Контакты
Линия раздора

10.06.2010

Линия раздора

Перспектива прокладки линии метро прямо по центру Битцевского леса вот уже который год будоражит общественность, проживающую окрест. “Бутовские” - двумя руками за, “ясеневские” - категорически против. Что движет в этой борьбе противоборствующими сторонами, попыталась выяснить наша газета.

“Мы не против метро вообще, а против строительства метро в данной части леса. Мы выступаем за проект прокладки линии глубокого залегания от “Новоясеневской” до “Улицы Академика Янгеля”, - говорит Дмитрий Кудрявцев, член инициативной группы “За чистый воздух в Ясеневе!”. - Уверен, что разговоры о метро глубокого залегания в парке - лукавство. Почему никто не хочет обсудить вариант его прокладки под просекой до станции метро “Улица Академика Янгеля”? Он рассматривался еще в советское время, более логичный и не затрагивает заповедные зоны парка. ? потом, у нас огромное количество районов, где совсем нет метро, а мы решаем проблемы жителей Южного Бутова, у которых метро уже есть, просто оно не всем удобно”.

“Нам нужно это метро как воздух! Ведь выбраться наземным транспортом утром из нашего района уже сейчас практически невозможно - пробки, - оппонирует Людмила Гурченкова, председатель совета многодетных семей Южного Бутова. - Серая ветка тоже перегружена донельзя. А район расширяется... По такому же принципу, как собираются строить ветку в Битцевском парке, в Северном Бутове уже проложен участок метро. Он проходит как раз под частью парка. Там все на месте - деревья, кустарники, газоны... Ничего не пострадало”.

Получается, одни борются за экологию, а другие отстаивают личные интересы. Но если посмотреть внимательнее, то вылезают уши скрытой (или тщательно скрываемой?) причины борьбы. Суть ее емко выразила на одном ясеневском портале пользовательница под ником Серая мышь: “Выступать против метро - эгоизм чистой воды. Я когда-то жила в Беляеве. Надо было тогда тоже устроить митинг против строительства метро в Ясеневе, а то, ясное дело, пассажиропоток увеличится и ж...пу на сидушку не положишь”.

Между тем борьба за сохранность парка, который, по словам ряда экологов, непременно пострадает при строительстве метро, разгорается. “По трассе линии метрополитена внутри Битцевского леса на поверхности земли будут построены 3 вентиляционные шахты. Даже если их строительство и будет осуществляться “из-под земли”, как предусмотрено проектом, оно в любом случае станет нарушением режима особой охраны, установленного в природно-историческом парке “Битцевский лес”, - уверяет председатель Московской экологической федерации Галина Морозова. - Кроме того, трасса частично затрагивает заповедный участок Битцевского леса...”

Николай Шумаков, главный архитектор и вице-президент ОАО “Метрогипротранс” поясняет: “С самого начала существования этого проекта было решено идти глубоко, щитом. На мелкое заложение предполагалось выйти только непосредственно у станции “Битцевский парк”. Что же касается разговоров о якобы существовавших других проектах прокладки метро в этом районе, то могу ответственно сказать, что их попросту не было! Все проекты рождаются только в Метрогипротрансе, и раз их не было у нас, то не было нигде!”

Депутат Московской городской Думы Александр Семенников уточняет: “У нас уже есть опыт строительства и эксплуатации уникального метро- и автодорожного тоннеля под Серебряноборским лесничеством между районами Крылатское и Строгино. Фауна и флора там целы. Почему же должен пострадать Битцевский лес?”

В том, что парку не угрожает экологическая катастрофа, уверена и Таисия Филатова, директор ГУП “Природно-исторический лес “Битцевский парк”. Правда, при условии прокладки метро глубокого залегания.

“Потому что иначе будут затронуты деревья. Дуб, к примеру, имеет корневую систему, которая порой уходит вглубь до 18 метров, а то и дальше, - поясняет Таисия Алексеевна. - Проходка должна вестись только шахтовым способом, при этом вероятность нарушения гидрологического режима территории, насыщенной подземными водами, необходимо минимизировать. У нас овражно-балочная система, речки, ручейки... Нарушение этой системы может действительно привести к экологической катастрофе...”

Но сначала, напоминает Таисия Алексеевна, проект должен пройти экологическую экспертизу. “А в 2010 году, насколько мне известно, деньги на это не выделены”, - подытоживает она.

Мария ПАВЛОВА

НАША СПРАВКА: Бутовская линия по проекту протянется от станции “Улица Старокачаловская” до станции “Битцевский парк” (на нее можно будет пересесть с бывшего “Битцевского парка”, ныне “Новоясеневская”). Первую часть участка проложат от “Улицы Старокачаловской” до МКАД по жилому району. Возле кольцевой дороги будет построена станция “Лесопарковая”. Участок  же между МКАД и Новоясеневским проспектом пройдет главным образом под территорией Битцевского леса.

Строительство линии в районе Битцевского лесопарка предусмотрено закрытым способом (на глубине около 15-20 метров) с использованием современных тоннелепроходческих комплексов.

Вот что сообщает в ответ на запрос редакции газеты “За Калужской заставой” начальник Московского метрополитена Дмитрий ГАЕВ.

Продление Бутовской линии метрополитена от станции “Улица Старокачаловская” до станции “Битцевский парк” Калужско-Рижской линии метрополитена необходимо для:

- улучшения транспортного обслуживания периферийных районов города;

- обеспечения транспортных межрайонных связей районов Северное и Южное Бутово, Ясенево, Чертаново;

- организации пересадочного узла с Калужско-Рижской линией;

- увеличения пропускной и провозной способности Бутовской линии за счет сооружения оборотных тупиков.

Основные параметры данной перспективной линии метрополитена, в соответствии с которыми выполнена проектная документация, обозначены в Актуализированном Генеральном плане города Москвы на период до 2025 года, прошедшем публичные слушания и  находящемся на рассмотрении в Мосгордуме. Строительство линии в районе Битцевского лесопарка предусмотрено закрытым способом (на глубине около 15-20 метров) с использованием современных тоннелепроходческих комплексов для обеспечения сохранности растительного и животного мира и без-осадочной проходки под его территорией. Поверхность лесопарка при прокладке тоннелей не вскрывается. Вентиляционные шахты расположатся в районе просеки, их строительство предусматривается особым способом снизу вверх. Все работы выполняются непосредственно через тоннели в связи с запретом ведения строительных работ в природоохранной зоне. В аналогичных условиях в 2002-2003 годах были построены тоннели под лесопарком при прокладке трассы метрополитена из Северного в Южное Бутово. Специалисты института ОАО “Метрогипротранс” в процессе проектирования старались максимально сохранить существующие насаждения. Вырубка и пересадка деревьев и кустарников будет проводиться только вне территории природоохранного комплекса. В разделе проекта “Охрана окружающей среды” предусматриваются мероприятия по охране окружающей среды, водоемов, воздушного бассейна, подземных вод, зеленых насаждений, по снижению шума и вибрации от движущихся поездов и от работы постоянных устройств метрополитена. В соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 г. № 174-Ф3 “Об экологической экспертизе” (ст. 11, п. 7.1) и постановлением Правительства РФ от 7.11.2008 г. № 822 “Об утверждении Правил представления проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, для проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы” ГУП “Московский метрополитен” по поручению Министерства регионального развития РФ обратилось в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) для проведения экологической экспертизы. После получения заключения Ростехнадзора материалы проектной документации будут направлены в Главгосэкспертизу РФ. Непосредственно строительные работы могут быть начаты только после получения положительного заключения Главгосэкспертизы РФ по проектной документации (в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса РФ), проведения конкурса на генподрядчика, получения разрешения на строительство Мосгосстройнадзора и выделения целевого финансирования.Сроки строительства будут определяться ежегодными инвестиционными программами города.

Газета «За Калужской заставой», № 19 (642) 10 - 16 июня 2010 г

Назад