Депутат Москвоской городской Думы
Александр Григорьевич Семенников
Контакты
Александр Семенников: Административное законодательство – это свод правил и норм поведения в обществе

10.10.2013

Александр Семенников: Административное законодательство – это свод правил и норм поведения в обществе

В 2007 году был принят Кодекс города Москвы об административных правонарушениях, а до этого в столице действовало много законов, нормы которых устанавливали административную ответственность за те или иные правонарушения. Но работа по совершенствованию административного законодательства столицы на этом не закончилась: за прошедшие годы в городской административных кодекс были внесены изменения и дополнения. О развитии административного законодательства столицы рассказал председатель комиссии Московской городской Думы по законодательству Александр Семенников (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»).

 

- Александр Григорьевич, скажите, пожалуйста, с чего начиналось московское административное законодательство? Какие действовали нормативные акты?

- Административное законодательство – это, говоря упрощенно, свод правил и норм поведения в обществе, перечень того, что можно делать в общественных местах, а что нельзя, и какие наказания следуют за нарушениями. Причем касается это и граждан, и юридических лиц. Понятно, что без такого свода правил и норм жизнь большого города невозможна, поэтому московское административное законодательство насчитывает десятки лет. Чтобы не уходить в глубь веков, напомню ситуацию, непосредственно предшествовавшую принятию московского Кодекса об административных правонарушениях. В столице на тот момент действовали 27 законов, десятки правил, нормативов, инструкций, принятых в разное время, имеющими разную юридическую силу, в том числе и безнадежно устаревшие. Например, решение исполкома Моссовета 1940 года «О правилах сбора, хранения и перевозки пищевых отбросов, предназначенных для откорма животных».

- Вы являетесь редактором Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, принятого в ноябре 2007 года Московской городской Думой. Скажите, пожалуйста, почему возникла необходимость кодификации административного законодательства Москвы?

- Как я уже сказал, на тот момент в нашем городе не было стройной системы, единого документа, заглянув в который, каждый легко мог бы узнать, какие действия в столице считаются административными правонарушениями и как они могут наказываться. Вместо этого был конгломерат законов и иных правовых актов, в котором не то что простым гражданам, но и юристам было очень сложно ориентироваться. В силу этого некоторые даже и не подозревали о тех запретах, которые ограничивали их поведение. Поэтому главной целью создания КоАПа города Москвы было создание современной цивилизованной правовой среды в нашем городе, разработка документа, максимально удобного для использования и юристами, и простыми гражданами.

- Какова структура Кодекса, и какие виды правонарушений прописаны в нем?

- Кодекс состоит из 17 глав, большинство из которых прямо направлены на защиту прав и интересов москвичей. Так, главы 2 и 3 устанавливают административную ответственность за правонарушения, посягающие на права граждан и здоровье населения, на общественный порядок и общественную безопасность. Главы 4 и 5 посвящены правонарушениям в области охраны окружающей среды и природопользования, обращению с животными, главы 6, 7 и 8 - в сфере землепользования, градостроительства и эксплуатации объектов городской инфраструктуры, благоустройства. Правонарушений при использования жилых помещений и объектов нежилого фонда касается глава 9, а 10-я содержит нормы, позволяющие поддерживать порядок на транспорте. Защищает москвичей от недобросовестных предпринимателей глава 11. Следующая, 12 глава, содержит нормы административной ответственности за нарушения при размещении госзаказа и исполнения обязательств по государственным контрактам.

Глава 13 касается правонарушений в области охраны и использования объектов культурного наследия, глава 14-я устанавливает ответственность за посягательство на институты государственной власти и местного самоуправления.

Завершает Кодекс глава, в которой четко указано, кто может составлять протоколы об административных правонарушениях, каков порядок рассмотрения дел, какие органы могут штрафовать граждан. Знание этих положений позволит каждому отстаивать свои права и интересы, защищаться от необоснованного привлечения к административной ответственности.

Как видим, перечень правонарушений, регулируемых нашим Кодексом, достаточно широк, он касается практически всех значимых сфер городской жизни. При этом надо не забывать, что одновременно с московским административным кодексом действует и федеральный, но они не подменяют, а дополняют друг друга.

- Каковы размеры штрафов, предусмотренных московским административным законодательством?

- Размер штрафов за административные правонарушения должен отражать степень их опасности для граждан и общества. Скажем, довольно известная статья 3.8 «Приставание к гражданам в общественных местах» предусматривает для граждан наказание достаточно легкое - в виде предупреждения или штрафа в размере от ста до пятисот рублей. А вот за производство или оборот нефтепродуктов, не соответствующих экологическим требованиям, установленным правовыми актами города Москвы (ст. 4.10.)  - юридическое лицо может быть оштрафовано на четыреста тысяч рублей, а в случае повторного правонарушения – на один миллион. Вообще штрафы за нарушения в области охраны окружающей среды предусмотрены серьезные, и для должностных лиц – сорок, пятьдесят тысяч рублей, и для юридических: сто пятьдесят, двести, триста тысяч рублей. Это отражает политику городских властей, стремящихся сделать наш город зеленым, чистым, благоприятным для жизни москвичей.

- Включены ли в Кодекс такие виды правонарушений, которые не регулировались раньше другими нормативными документами?

- Работа над Кодексом была не просто механическим соединением существовавших норм. Во-первых, надо было их привести в соответствие с современными требованиями, устаревшие, неработающие нормы отменить, а те, которые «работали», но не в полной мере отвечали сегодняшней жизни - модернизировать. Кстати, немало правил и инструкций содержали разного рода запреты, не обеспеченные административными санкциями. В этом случае запрет был пустой формальностью, и мы в этом случае вводили конкретные санкции.

Во-вторых, когда после этой «инвентаризации» выявились сферы, оставшиеся неурегулированными, возникла необходимость сформулировать новые виды правонарушений, ранее не существовавшие в нормативных документах. В результате на момент принятия Кодекса примерно три четверти его статей были «старыми» и «модернизированными», а четверть – новыми. В основном это те статьи, которые отражают новые реалии нашей жизни – экологические проблемы, вопросы бюджетной политики, землепользования и т.д.

- Продолжает ли сегодня развиваться московское административное законодательство или оно уже полностью сформировано?

- Хочу подчеркнуть – пропорция «новых» и «старых» статей, о которой я сказал выше, отражает ситуацию на момент принятия Кодекса, а это было почти 6 лет назад. С тех пор в него 22 раза вносились изменения и дополнения. Отменялись устаревшие нормы или те, которые регулировались вновь принятыми федеральными законами, вносились новые. Это совершенно нормальный процесс, ведь законодательство должно адекватно отражать жизненные реалии, а административное законодательство – одно из самых «подвижных». Например, одно из последних изменений – это усиление административной ответственности за несанкционированную торговлю, введение дополнительных субъектов правонарушения: должностных и юридических лиц. Штрафы для них предусмотрены внушительные: для первых – 5-10 тыс. рублей, для вторых – 50-200 тысяч рублей. Так что работа над совершенствованием Кодекса продолжается.

 

Беседу провела Людмила Столетнева

 

Московская правда – Московское собрание, 10 октября 2013 г.

http://mospravda.ru/politics/article/aleksandr_semennikov%3A_administrativnoe_zakonodatelstvo_%97_eto_svod_pravil_i_norm_povedeniya_v_obshestve

Назад